Наталья Сергеева предлагает Вам запомнить сайт «Картина Дня»
Вы хотите запомнить сайт «Картина Дня»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Через КЧР не проходит ни одной федеральной трассы, нет аэропорта: эксперт

развернуть

Через КЧР не проходит ни одной федеральной трассы, нет аэропорта: эксперт

В 2017 год Карачаево-Черкесия вступила с грузом многолетних нерешенных социально-экономических и инфраструктурных проблем. Прежде всего, транспортных.

«Через Карачаево-Черкесию не проходит ни одной федеральной трассы, нет ни одного действующего аэропорта, нет пассажирского железнодорожного сообщения с Москвой, — заявил российским СМИ политолог из КЧР Борис Урусов

. — Инфраструктурные проблемы КЧР решаются в Москве и явно не сводятся только к финансированию — существуют и другие соображения, предположительно, вплоть до военно-стратегических. Поэтому нет до сих пор ни дорог, ни аэропорта, даже не появилось прицепного железнодорожного вагона до Москвы».

EADaily напоминает, что в центральные регионы России жители КЧР попадают по железной дороге на проходящих поездах, которые проходят через Черкесск — единственную станцию дальнего следования в республике. В столице КЧР делают остановку поезда, прибывающие в Петербург, Ярославль, Ростов-на-Дону, Пензу, Омск, Саратов, Казань. До Москвы из КЧР по железной дороге можно добраться только транзитом — доехав электричкой или по автодороге от Черкесска до станции Невиномысская в соседнем Ставропольском крае, откуда идут поезда на Москву. Примерное время пути от Черкесска до Невинномысска по автотрассе — 1 час, на электропоезде со всеми остановками — 7 часов.

До 2009 года, кроме столицы КЧР, в республике был еще один железнодорожный узел дальнего следования — станция Джегута, располагавшаяся в райцентре Усть-Джегута, в 18 км к югу от Черкесска. Джегута — конечная станция участка Северо-Кавказской железной дороги, относящегося к КЧР. После 2009 года в РЖД сократили время прохождения поездов дальнего следования по Минераловодскому участку Северо- Кавказской железной дороги, после чего конечной станцией железной дороги в КЧР стал Черкесск, а пассажирское сообщение по Джегуте полностью прекратилось. В планах руководства КЧР — договорится с ОАО «РЖД» о пуске поездов Джегута — Москва. Но по факту в КЧР сегодня есть только железнодорожный узел в Черкесске и пригородная станция Эркен-Шахар по направлению в Ставропольский край. Основная часть республики — от Черкесска на севере до Домбая на крайнем юге — (расстояние 129 км, площадь более 14 тыс. кв. километров) полностью отрезана от железнодорожного сообщения. Состояние автомобильных дорог в КЧР и связь отдаленных аулов с республиканским центром — еще одна давняя нерешенная проблема региона, которая ранее освещалась EADaily.

Как отметил Борис Урусов, несмотря на то, что КЧР c 1992 года является отдельным субъектом Федерации со статусом республики, регион до сих пор сохраняет многие следы своего предыдущего статуса — автономной области в составе Ставропольского края. «Насколько я помню, в КЧР даже до сих пор нет полного набора представительств федеральных органов власти, которые присутствуют в других регионах. Многие болезни роста ощущаются до сих пор, и тема государственного строительства была на первом месте для всех без исключения глав республики — Владимира Семенова, Мустафы Батдыева, Бориса Эбзеева, Рашида Темрезова, нынешнего главы».

По словам Урусова, некая устойчивость государственной власти стала появляться в КЧР вообще только в последние четыре-пять лет. «Эта устойчивость ассоциируется с именем Рашида Темрезова», — говорит эксперт. — Первые пять лет его работы характеризовались относительной политической стабильностью. Конечно, были какие-то эксцессы и коллизии, но в целом ситуация не сваливалась в затяжной кризис. Поэтому второй срок Темрезова — это действительно прецедент. Не думаю, что он на втором сроке будет открывать нечто новое — скорее всего, он продолжит тот же курс. В том числе потому, что к серьезным изменениям не готовы местные элиты. Сейчас в республике есть некие понятные правила, к которым все адаптировались".

В ушедшем 2016 году властям КЧР удалось избежать каких-то серьезных кризисов в регионе. В области межэлитных и межнациональных отношений сохранилась стабильная ситуация. Фактор устойчивой политической и общественной стабильности позволил руководителю КЧР Рашиду Темрезову в марте прошлого года добиться своего назначения и.о. главы региона, а в сентябре — переизбрания на второй срок парламентом республики. Таким образом Темрезов стал первым в истории КЧР главой республики со вторым конституционным сроком правления и кандидатом рекордсменым по обладанию высшим креслом. До Темрезова предельным властным максимумом — 5 лет правления — обладал президент КЧР Мустафа Батдыев, руководивший регионом с 2003 по 2008 годы. Особенность глав КЧР — предшественников Темрезова в том, что срок их полномочий исчерпывался тремя годами, после чего главы досрочно уходили в отставку. Полностью выложиться в конституционный пятилетний срок удалось только Мустафе Батдыеву.

«Не стал бы утверждать, что в сфере межнациональных отношений в КЧР произошли какие-то принципиальные изменения, — говорит Борис Урусов. — Каких-то принципиальных, нерешаемых противоречий между народами, живущими в КЧР, например, острых земельных конфликтов, нет. При этом нужно вспомнить, что коллизии в этой области возникали при тех главах республики, которые здесь родились, но их карьера состоялась в Москве или других регионах. Темрезов — местный, он четко понимает правила взаимоотношений. Поэтому он просто включил эти правила в конфигурацию власти, помня о том, что межнациональные коллизии возникали главным образом при распределении министерских портфелей. Трения возникали при попытках контролировать какие-то государственные ресурсы, и Темрезов, как человек, выросший в этой системе, хорошо ее чувствующий и знающий, просто ее хорошо „отладил“. Вовремя реагируя, имея чувство меры, пускаясь в политические маневры, когда это нужно, он и его ближний круг просто гасили возникающее напряжение, не доводили ситуации до точки кипения».

В области экономики в КЧР, говорит Борис Урусов, «нельзя говорить об улучшении, но ухудшения тоже нет». Основные доходоемкие предприятия КЧР — «Дервейс», «Кавказцемент», «Висма» и другие — переживают кризис, но этот кризис, считает Урусов, никак не связан с деловым климатом внутри КЧР. «Это достаточно крупные предприятия, ориентированные на внешний рынок по отношению к республике. Поэтому их самочувствие определяют рыночные факторы, общее состояние экономики страны, а также качество менеджмента и взаимоотношение с государственными органами выше регионального уровня».

Строительство в КЧР горнолыжного курорта «Архыз» (последняя очередь была открыта 26 декабря 2015 года), и внимание к этому курорту внешних инвесторов, как говорит эксперт — не те показатели, которые позволяют судить о том, изменился ли к лучшему инвестиционный климат в малообеспеченной дотационной республике, которая из-за плохих дорог и отсутствия аэропорта изолирована от остальной России. «Власти постоянно декларируют попытки создать комфортную среду для инвесторов, но их возможности ограничены — говорит Борис Урусов. — Я вообще склонен считать, что для кавказских республик успехи в экономике, в критериях оценки их деятельности федеральным центром, несколько вторичны». В первую очередь, говорит эксперт, Москва оценивает в КЧР состояние общественно-политической стабильности. «А значение экономических достижений Карачаево-Черкесии минимально в сравнении с другими регионами», — констатирует исследователь из КЧР.

Северо-Кавказская редакция EADaily

 


Ключевые слова: Политика
Опубликовано 12.01.2017 в 00:25

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Читать

Поиск по сайту

Люди

15 пользователям нравится сайт finam-rss.mirtesen.ru

Последние комментарии

Геннадий Светорус
Геннадий Светорус
Геннадий Светорус
Геннадий Светорус
На НАРЫ ВРАГА НАРОДА! Лет на 15...
Геннадий Светорус Суд отложил рассмотрение дела Улюкаева на 28 ноября
Геннадий Светорус
Lada Halturina
Екатерина Стрельцова
vadimkaEvseev
Павел Жуков
Павел Жуков